1 / 6

В последние несколько кварталов Магнит вышел на положительные LFL-продажи, при этом LFL-трафик по-прежнему демонстрировал негативную динамику.

Так как именно трафик сопоставимых магазинов демонстрирует эффективность продаж ритейлера – как он работает над привлечением клиентов – положительная динамика этого показателя будет сигналом к развороту.

У Магнита отрицательный LFL трафик, хотя дискаунтеры пользуются популярностью среди населения

С какой целью вы чаще всего заходите в магазин у вашего дома?

68,3% потребителей заходят в дискаунтеры купить основные продукты (молоко, хлеб, крупы и т.д.), и только 14,6% закупаются всеми нужными продуктами на неделю.

    Сколько раз в неделю вы посещаете магазины у вашего дома?

      При этом, около 91,1% посещают дискаунтеры 2-3 раза в неделю и чаще, поэтому можно сделать вывод, что этот формат магазинов не теряет популярность среди потребителей.

      Причины популярности дискаунтеров:

      Реальная стоимость 100 руб. зарплаты

      Источник: расчеты Invest Heroes на основе данных Росстата

      1. Смена привычек потребителя.

      Гипермаркеты отходят на второй план, что наглядно видно по результатам Ленты.

      Вместо того, чтобы тратить 2-3 часа в свой выходной в Ашане или Ленте, покупая продукты на неделю, проще докупить после работы по пути домой в Пятерочке или Магните.

      2. Остуствие положительной динамики в реальных доходах населения

      Почему Магнит испытывает проблемы с оттоком трафика?
      1. На трафике плохо сказывается огромное кол-во открывающихся магазинов и неудачные локации
      2. Качество продукции и ассортимент Магнита не всем нравится

      Проблема 1

      Растущее количество магазинов и неудачные локации

      Что Магнит, что его основной конкурент – X5 Retail Group, открывают более тысячи магазинов каждый год.

      Сейчас практически в каждом районе можно встретить магазины ритейлеров поблизости друг с другом.

      Соответственно, огромное кол-во открывающихся магазинов и неудачные локации сказываются на трафике.

      Ритейлеры каннибализируют трафик друг друга и своих же магазинов.

      67% респондентов ответили, что около их дома есть и Пятерочка, и Магнит.

      При этом, у 30% опрошенных помимо одного из дискаунтеров рядом с домом располагается 2 или больше магазинов другого. Еще у 18% опрошенных около дома 2 и более магазинов и одного, и другого ритейлеров.

      Сколько магазинов "Магнит" и "Пятёрочка" около вашего дома?

      Источник: ответы 283 респондентов

      Результаты опроса говорят о существенном пересечении магазинов, что на реальных данных подтверждает - конкуренты отъедают трафик друг у друга. Это мы видим и по положительным значениям трафика Пятерочки и отрицательной динамике трафика Магнита в прошлых кварталах.

      У 20% опрошенных около дома располагается магазин только одной компании – X5 или Магнита. При этом, есть жилые районы, где магазинов одного ритейлера более 2: то есть у одних покупателей в пешей доступности есть несколько магазинов Магнит, а у других – ни одного. За счет неэффективного выбора локаций таким образом ритейлеры и сами у себя трафик отъедают.

      Проблема 2

      Продукция Магнита не всем нравится

      Судя по нашим опросам, это действительно так. 66,3% человек ответили на вопрос “Есть ли продукты, которые вы никогда в жизни не купите в Магните из-за плохого качества?”, что это мясо.
      Респонденты также отметили, что выбор мяса очень скромный, и оно продается только в замороженном виде.

      На втором месте топ-3 продуктов плохого качества – овощи/фрукты, их не покупают 29,3% человека из отвечающих на вопрос.

      Есть ли продукты, которые вы никогда в жизни не купите в Магните из-за плохого качества?

          Лучше ли с этим обстоят дела в Пятерочке?

            Когда мы спросили, лучше ли обстоят дела с качеством этих продуктов в Пятерочке, больше половины респондентов ответили отрицательно – 59,9%. Это говорит о том, что большинство клиентов в принципе не готовы покупать такие продукты, как мясо, фрукты/овощи, молочка в дискаунтерах.

            При этом 40,1% наших читателей считает, что качество этих продуктов в Пятерочке выше.

            В какой магазин Вы ходите чаще всего?

              В качестве основного магазина для покупки продуктов Пятерочку выбирает большее количество людей, чем Магнит: 31,7% опрошенных чаще всего за продуктами ходят в Пятерку, 26,3% - в Магнит.

              Судя по отзывам наших читателей, это также может быть связано с более удачным расположением магазинов X5.

              Заметны ли улучшения в магазинах Магнит?

              Положительная динамика есть

              26,6% респондентов ответили, что в последние полгода стали посещать Магнит чаще.

              • 41,3% респондентов сказали, что стало чище
              • 17,7% - заметили улучшения в ассортименте
              • 20,8% людям нравятся скидки
              Стали ли вы посещать магазины Магнита чаще в последние полгода?

                Заметили ли вы улучшения в магазинах Магнита?

                При этом 23% опрошенных не заметили перемен, 13% считают, что как было не очень, так и осталось и Пятерочка - лучше, а 15% даже не заходят в Магнит, так как не верят, что что-то может измениться.

                Но в целом большинство респондентов заметили улучшения.

                В целом, можно сказать, что улучшения в бизнесе Магнита происходят. Около 46% наших респондентов земетили хоть какие-нибудь изменения в Магните и 26,6% стали посещать чаще. По ответам ясно, что магазины стали чище, фреш-полка свежее, ассортимент шире, но не во всех магазинах. Поступило много отзывов о том, что новые магазины намного лучше, чем старые.

                Проблему с оттоком трафика, которую испытывает Магнит, решить сложнее, чем с динамикой среднего чека. Многие клиенты просто перестали посещать магазины компании, так как не верят в изменения. Соответcтвенно, недостаточно просто улучшить ассортимент для того, чтобы повысить трафик - нужен рост маркетинга, иначе клиенты просто не увидят этого. В рамках реновации, помимо улучшения ассортимента и сервиса, Магнит работает также над визуальной частью фасадов своих магазинов, после внедрения улучшений можно ожидать роста инвестиций в маркетинг (у компании уже появился стильный Инстаграм:)).

                Исходя из результатов опроса, несмотря на перемены, большая доля потребителей по-прежнему выбирают Пятерочку как основной магазин для покупок, что подтверждает положительная динамика трафика X5 на протяжении последних кварталов. Для того, чтобы вернуть лидерство, Магниту необходимо не просто стать лучше, чем сейчас, а быть лучшими на рынке (отбить трафик у главного конкурента X5) - улучшать локации, качество мяса и овощей/фруктов, внедрить привлекательную для клиента программу лояльности и дать людям знать об этом.

                C любовью к читателям и Магниту,
                Светлана Дубровина
                Аналитик ритейла Invest Heroes

                Отзывы респондентов о Магните

                В пятерочке очереди постоянно и цены заметно поднялись в сравнении с тем же магнитом, который в свою очередь и выглядеть стал лучше и ассортимент расширил
                Есть субъективное ощущение, что в магните больше персонала чем нужно.
                В целом считаю, что аллокация торговых точек лучше у Пятерочки. В городе, где я живу, такое ощущение, что Магнит брал что попало, а Пятёрочка те места, которые их устраивали.
                Верните Наумову)))
                Малый ассортимент, по сравнению даже с Дикси. Цены как в перекрёстке. Почти не хожу в магнит
                В магните цены дешевле, чем в пятерочке.
                Нормальный магазин с ожидаемым цена - качество
                Просрочка, двойные ценники. Хотя все же бывают хорошие скидки.
                Постоянно подмена ценников. И на кассе сумма часто отличается от ценника на витрине. Как это надоело уже
                Кроме нового ремонта, все остальное стало только хуже. Обслуживание отвратительное. Ассортимент стал еще ужаснее, пропали необходимые продукты. Программа лояльности - отсутствует.
                Магнит- площади магазина меньше чем у 5 и соответственно меньше выбор, неудобно расположены товары. В Пятерочке хотелось бы больше выбора сыров и др. Категорий товаров, а так все устраивает.
                2-3 года назад в магните было больше скидок на товары, фрукты и овощи стоили дешевле относительно пятерочки или дикси и были качественными, сейчас как из пластика, безвкусные абсолютно + цены задрали на 10-15% выше, не смотря на сезон.
                В магазинах нет людей, это сразу бросается в глаза. По поводу аптек магнита. В аптеках продвигаются в первую очередь фирменные товары сомнительного качества, многих необходимых препаратов просто нет. К фармацевтам относятся как к обычным продавцам со всеми вытекающими.
                магнит - forever
                Открылся очень хороший магнит, в котором чисто, хороший ассортимент, остальные магазины магнита оставляют желать лучшего.
                По определённым категориям товаров Магнит проигрывает в ассортименте, можно было бы лучше подходить к выбору качественных и пользующихся спросом в других сетях продуктов, многие из которых в магните отсутствуют. Пятерки хоть и новее и чище, зашли недавно, но с подбором товаров там ещё хуже, совершенно не хочется что-либо там покупать