2019 год для отрасли был тяжелым: luxury ритейл пополнил свои запасы в начале года, хотя спрос на бриллианты упал г/г на фоне снижения роста мировой экономики, протестов в Гонконге и торговых войн. Если под конец 2019 года отрасль незначительно начала восстанавливаться, то коронавирус все испортил.

Благополучие отрасли зависит от всех участников цепочки создания стоимости

Алмазная отрасль состоит из 3х основных участников:

  • Upstream: производители алмазов (Алроса, AngloAmerican)
  • Midstream: огранщики алмазов (90% мировой гранильной отрасли приходится на Индию)
  • Downstream: luxury ритейл

Есть еще участники цепочки, такие как ресселеры бриллиантов, дизайнеры бриллиантов, но их роль не столь значительна. В зависимости от роли и количества участников рынка переговорная сила у апстрима, мидстрима и даунстрима разнятся. Самая высокая – у производителей алмазов (например, Алроса), самая низкая – у огранщиков. Именно поэтому производители алмазов продают алмазы за кэш (или в кредит с очень коротким сроком – не более 5 дней), а luxury ритейл покупает бриллианты у огранщиков в кредит (срок 150-200 дней). К тому же огранщики продают бриллианты в среднем в течение 90-100 дней. Соответственно, денежный цикл для мидстрима (когда огранщики получают реальный кэш) составляет 235-300 дней.

Логично, что с таким длительным денежным циклом и небольшой рентабельностью (2-3%) огранщики привлекают финансирование у специализированных банков (70-80% всего финансирования). Ввиду перехода индийских банков на Базель 3 у банков вырастет требования к достаточности капитала, что приведет к снижению exposure на рисковые кредиты (то есть мидстрим с их 2% рентабельностью). С учетом коронавируса риск по многим кредитам вырастет, что приведет к давлению достаточности капитала. Значит, финансирование (и не только мидстрима) сократится.

Даунстрим или luxury retail чувствуют себя более уверенно, так как 35% рынка контролируют крупные участники рынка (Tiffany, Signet и другие). Единственная проблема заключается в том, что оборачиваемость запасов (бриллиантов) в отрасли составляет в среднем 300 дней – то есть компании распродают имеющиеся запасы в течение данного периода.

Обычно ритейл пополняет свои запасы в конце предыдущего года/в начале текущего. Это прослеживается в динамике изменения запасов алмазов Алросы – основные продажи приходятся как раз на первые кварталы года. Исключение – 1К и 4К15, когда произошел один из последних кризисов перепроизводства в отрасли.

 

К слову, апрстрим (производители алмазов) сейчас предпринимают те же шаги, что и в 2015 году – сокращают производство и придерживаются политики “price over volumes”, разрешая выкупать на аукционах не весь объем камней в рамках долгосрочных контрактов.

 

На данный момент крупные игроки (Алроса, AngloAmerican) планируют сократить производство на 20-27% г/г по итогам 2020 года. При этом, по предварительным оценкам компаний, производство в 2021 году может вырасти на 32-36% г/г. С учетом текущего кризиса мы считаем производство как минимум не изменится относительно текущего года.

 

Текущую рецессию нельзя назвать финансовым кризисом, но она продлила и усугубила кризис перепроизводства в отрасли, который мог закончиться уже в 2020 году.

Итак, сейчас темпы восстановления зависят от следующего:

  • Снижения добычи со стороны производителей Алмазов не только в 2020, но и в 2021 гг.
  • Кредитования индийских огранщиков. Вполне возможно, что они смогут искать кредитование и у российских банков. По крайней мере алмазных трейдеров они уже начали кредитовать
  • Снижения запасов luxury ритейла

Восстановления алмазной отрасли возможно не раньше 2П2021

Менеджмент Tiffany заявил, что продажи компании в Китае в апреле и мае выросли на 30% г/г и 90% г/г соответственно. То есть спрос на ювелирные украшения выросли даже относительно 2019 года. Но такая динамика скорее говорит о отложенном из-за вируса спросе, нежели потребительском буме. С учетом того, что ставка сбережений в США выросла до 30% против среднего уровня 10-15%, V-образного восстановления спроса на ювелирные украшения от рядового американского потребителя можно не ждать.

Тем не менее запросы в Google «Покупка кольца с бриллиантом» и «Кольца Тиффани» полностью восстановились и сейчас превышают уровень июня 2019 года (хотя еще далеки от максимумов прошлого года).

Еще одним важным аспектом спроса на ювелирные украшения являются туристические поездки. По оценкам Bain и DeBeers, китайские туристы являются одними из драйверов спроса на украшения, особенно в периоды укрепления юаня к евро и доллару. Во-первых, еще не все страны открыли авиасообщения с миром. Во-вторых, в 2П20 году загруженность авиаперевозок будет ниже, чем год назад.

Логично ждать полное восстановление рынка не ранее конца 2021.

Алроса вернется к прежним уровням не ранее 2022 года

По нашим оценкам, Алроса вернется на прежний уровень продаж (34 млн карат) только по итогам 2022 года. При этом 30 млн карат – производство, и 4 млн карат – продажи из запасов.

В целом текущие уровни в районе 63 рублей за акцию являются комфортными для долгосрочных инвесторов, которые рассчитывают через 3 года получить дивидендную доходность на уровне 30%.

Главным риском остается медленное, чем предполагается, восстановление мировых экономик и, как следствие, спроса на алмазы и бриллианты.

Автор

Алексей Бурцев
Алексей Бурцев