Всех приветствую в заключительной части серии про генерацию. Здесь мы поговорим об актуальной теме — подробно о программе ДПМ: как это было и что будет в новой программе, посмотрим, как посчитать влияние на показатели компаний.

ДПМ: как это было

Был конец 2000-х, и завершалась реформа РАО ЕЭС (раньше вся энергетика была внутри одной большой компании, которая занималась всем — потом было решено, что отрасль должна быть конкурентной, и большую компанию разбили на много маленьких (конкурирующих)).

Цель ДПМ — предотвратить дефицит электроэнергии. Решение принималось в 2007–2008 годах, когда был пик роста экономики, в те годы потребление электроэнергии росло темпами выше 4% в год. И на основании этого роста ожидался рост потребления в 2017 году на 40% к 2007 году (по факту — темп роста был 0.9%, потребление выросло всего на 9% за 10 лет).

В рамках ДПМ строились новые мощности, модернизировались старые (повышался КПД) — было введено в эксплуатацию 132 новых блока за всю программу, потрачено около 4 трлн рублей. За все введенные мощности государство гарантировало тарифы, повышенные в несколько раз относительно рыночных цен, чтобы дать гарантированную доходность на вложения (CAPEX) генерирующих компаний.

Как ДПМ влияет на показатели компаний

С учетом стабильности всех остальных тарифов и стабильных издержек, рентабельность генерирующих компаний сильно зависит от платежей по ДПМ: если вводятся новые мощности, рентабельность ощутимо растет.

Например, Юнипро планирует закончить ремонт на Березовской ГРЭС-3, и по нему должны начать поступать платежи по ДПМ. И на 2020 год компания закладывает, что половина размера дивидендов будет обеспечиваться этими платежами (всего по одному энергоблоку, а у Юнипро много станций).

С другой стороны, из-за истекающих договоров по ДПМ у генерирующих компаний будет резко падать рентабельность (что уже мы наблюдаем у Мосэнерго — в 2018 году начали заканчиваться договоры, и уже в 1 кв 2019 мы видим снижение рентабельности с 27.3% до 24.7%).

С точки зрения оценки моделировать влияние тарифов ДПМ просто.

При выбытии мощностей ДПМ:

· С точки зрения издержек — ничего не меняется

· С точки зрения выручки — при окончании ДПМ объем остается тот же, а тариф становится КОМ (в несколько раз меньше)

· Результат — падает выручка и рентабельность → снижение EBITDA и чистой прибыли

Чтобы понять, когда договор заканчивается, нужно поискать дату ввода мощности и добавить к этой дате 10 лет.

ДПМ-2: как это будет

По планам мы знаем такие параметры:

· Будет модернизация тепловой генерации

· Доходность будет 12%, и привязана к 7,5% доходности ОФЗ — то есть с ростом доходности ОФЗ вырастет и доходность модернизации тепловых мощностей

· При этом повышенные платежи будут в течение 15 лет

Отбор на 2022–2024 годы уже частично прошел — информация доступна публично здесь.

 

Информация о проектах ДПМ. Источник: Системный оператор ЕЭС

На картинке я привел пример — по каждому энергоблоку заявлен объем мощности, который будет после модернизации, известна длительность модернизации и капитальные затраты.

Благодаря длительности модернизации можно рассчитать, сколько денег компания недополучит (не будет платежей ни за мощность, ни за электроэнергию, т.к. будут вестись работы).

Благодаря последнему можно рассчитать, какой эффект на EBITDA компании будет оказываться с момента ввода модернизированной мощности.

Отмечу, что прошедший отбор — это только часть заявок на 2022–2024 годы, еще часть будет отобрана в «ручном режиме» — об итогах узнаем на все том же сайте.

После 2024 года также будут модернизации — в планах провести модернизацию около 30Гвт до 20230 года.

Но что мы можем пока использовать — это уже фактически отобранные заявки, и считать эффект на финпоказатели исходя из них — это применимая и полезная для оценки информация. Только важно не забывать, что в России не такой большой инвестиционный горизонт, и далеко не все инвестора готовы покупать сейчас, чтобы начать получать в 2023 году.

Вот и подошла к концу моя серия. Сектор электрогенерации — не самый понятный на первый взгляд, и информацию не всегда легко найти — зато если в нем разобраться, то он отличается от других секторов высокой предсказуемостью результатов. Однако из серии вы получили понимание, что происходит в секторе и какие переменные есть — теперь, чтобы найти крутые инвестиционные возможности, нужно замоделировать компании сектора и посчитать цифры.

Удачи!

Автор

Александр Сайганов
Александр Сайганов