В эту субботу конгресс США наконец одобрил так много обсуждавшийся инфраструктурный план Байдена. Проект предполагает инвестиции в размере $1,2 трлн в течение следующих восьми лет для ремонта автомагистралей, дорог и мостов, а также для модернизации городских транзитных систем, сетей пассажирских железных дорог и другой инфраструктуры. Для Байдена и демократической партии утверждение этого законопроекта — хорошие новости в плане поддержки популярности. Мы решили разобраться, кто еще выиграет от запланированных госинвестиций в инфраструктуру.

В сегодняшнем посте мы расскажем, что:

  • сталевары, застройщики и зеленая энергетика выиграют от нового пакета;
  • инфраструктурный пакет приведет к росту дефицита бюджета.

План можно считать одобренным

Сразу после начала действия стимулирующего пакета Джо Байден и демократическая партия США начали рассматривать вопрос об объеме инфраструктурного финансирования, о котором так долго велись дебаты в период президентской гонки. Изначальный вариант инфраструктурного плана Джо Байдена был представлен в конце марта этого года и предполагал объем до $2 трлн и распределение расходов на следующие 8 лет. Тем не менее, в ходе долгих обсуждений первоначальный размер пакета был урезан до $1,2 трлн и одобрен сенатом только в августе. В соответствии с законодательным процессом США дальнейшая судьба инфраструктурного пакета зависела от решения конгресса. Так как демократическая партия США держит в конгрессе лишь незначительное большинство против республиканской партии, для одобрения плана была необходима практически единогласная поддержка всех представителей демократической партии.

В итоге в эту субботу инфраструктурный план был одобрен по результатам 228 голосов «за» и 206 голосов «против». Несмотря на то, что не все демократы поддержали этот законопроект, инфраструктурный план получил одобрение 13 республиканцев. Утверждение инфраструктурного плана в конгрессе означает, что до полноценного вступления действия нового закона в силу остался только один шаг — формальное подписание президентом США Джо Байденом.

Сильно урезанный план пойдет в основном на финансирование различной транспортной инфраструктуры

Утвержденная конгрессом версия законопроекта предполагает общий объем инфраструктурного пакета $1,2 трлн (из них новая нагрузка — $550 млрд). По прогнозам Белого Дома, эти инвестиции добавят около 2 миллионов рабочих мест в год в течение предстоящего десятилетия. Основное финансирование придется на:

  • Ремонт автомобильных дорог и мостов. 

По данным Белого Дома, 20% или около 173 тыс. миль дорожного полотна и 45 000 мостов находится в трудно эксплуатируемом состоянии, что приводит к ежегодным экономическим потерям до $160 млрд. Финальная версия инфраструктурного пакета предполагает финансирование размером $110 млрд (изначально предложенный размер — $159 млрд), которое будет направлено на модернизацию главных автомобильных артерий страны, а также городских дорог и мостов и повышение безопасности транспортных путей.

  • Инвестиции в железную дорогу и транспортную инфраструктуру. 

В рамках транспортных расходов финальный текст законопроекта выделяет $39 млрд в транспортную инфраструктуру, что более чем в два раза ниже изначально планировавшихся $85 млрд. Эти средства позволят отремонтировать и модернизировать существующую инфраструктуру, сделать станции доступными для всех пользователей, обеспечить транзитное обслуживание новых населенных пунктов и модернизировать железнодорожный и автобусный парки, включая замену тысяч транспортных средств моделями с нулевым уровнем выбросов.

Кроме того, с помощью $66 млрд планируется модернизировать национальную систему железнодорожных путей Amtrak, в особенности ремонтировать Северо-восточный коридор. Финальная сумма финансирования также ниже изначально заложенных Джо Байденом $80 млрд.

  • Инвестиции в обеспечение инфраструктуры широкополосной связи

Согласно тексту законопроекта $65 млрд (против изначально запланированных $100 млрд) будет инвестировано в расширение инфраструктуры мобильной связи и интернета с целью снижения стоимости связи для домохозяйств и обеспечения максимального покрытия страны сетями недорогой качественной связи.

  • Модернизация портов, водных путей и аэропортов.

Инфраструктурный проект предусматривает инвестиции в размере $17 млрд для водных путей и портов и $25 млрд на нужды аэропортов. Предполагается, что инвестиции пойдут на снижение перегруженности и выбросов вблизи портов и аэропортов, а также содействие электрификации и развитию других низкоуглеродных технологий.

  • Создание инфраструктуры для электрических авто. 

Вразрез с изначальными целями Байдена всего $15 млрд будет направлено на электрификацию транспорта в стране. Половина выделенного финансирования пойдет на поставку паромов и автобусов с нулевым или низким уровнем выбросов. Другая половина предусмотренных инвестиций выделена на создание общенациональной сети зарядных устройств для электромобилей.

Новая нагрузка на бюджет

Таким образом, изначальный размер инфраструктурного плана Байдена был сильно урезан в ходе обсуждений в сенате. Тем не менее, многие представители американского законодательства, в основном из республиканской партии, уверены, что и урезанный план представляет собой огромную нагрузку на бюджет страны.

Согласно тексту инициативы, инфраструктурный пакет расходов будет финансироваться за счет использования $210 млрд неизрасходованной помощи по программе COVID-19 и $53 млрд помощи по страхованию от безработицы (приостановленного в некоторых штатах), а также за счет множества более мелких денежных потоков, таких как продажа нефтяных резервов и аукционы для 5G. Это позволяет представителям демократической партии уверять, что инфраструктурный план окупит себя сам.

Несмотря на это, результаты оценки агентства CBO показывают, что проект увеличит дефицит бюджета США на $350 млрд в течение следующих 10 лет. Ситуация усугубляется тем, что некоторые статьи законопроекта, предполагавшие поддержку финансирования запланированных инвестиций, как, например, повышение корпоративного налога на американские компании, не вошли в финальный текст утвержденного законопроекта.

Кто бенефициары?

Мы уже писали, что компании-сталевары могут стать одними из главных бенефициаров инфраструктурного пакета, так как большая часть предусмотренных инвестиций предполагает расходы на закупку материалов для строительства и модернизации необходимой инфраструктуры. Так, основным компонентом модернизации рельсового полотна, наряду с обшивочными компонентами для вагонов и локомотивов, является углеродистая сталь. Кроме того, увеличение потребности в более экологическом виде транспорта ускорит темп роста спроса со стороны автопроизводителей на листовую сталь, из которой состоят кузова автомобилей и других видов транспорта.

Так как проект модернизации инфраструктуры предусматривает также и значительные инвестиции в развитие инфраструктуры связи, еще одним сектором, выигрывающим от утверждения инфраструктурного плана Байдена, станут телекомы, а также компании, обеспечивающие функционирование инфраструктуры мобильной связи. В рамках нашей аналитики мы недавно разбирали компанию, сфокусированную на этой индустрии, а также рассказывали о ее конкурентах.

Кроме того, бенефициарами инфраструктурного проекта, а также социального плана Байдена —  следующего проекта, представленного на обсуждение в сенате, —  станут компании, развивающие инфраструктуру внутри страны: строительные компании, поставщики стройматериалов, машин и оборудования, т.к. оба проекта предусматривают значительные статьи расходов на модернизацию и расширение инфраструктуры. Инфраструктурный проект нацелен на ремонт и строительство дорог, мостов, железной дороги, обеспечение водо- и электроснабжения, связи и высокоскоростного интернета. Социальный пакет предусматривает ремонт и строительство образовательных учреждений, доступных видов жилья, озеленение территорий, а также улучшение систем кибербезопасности.

Наконец, опосредованными бенефициарами инфраструктурного плана станут сектора экономики, нацеленные на развитие зеленой энергетики: производители ветряной, солнечной, атомной и других видов альтернативной энергии, а также производители необходимого оборудования для систем производства альтернативной энергии (например, производители солнечных батарей, ветряных турбин, станций заправок электромобилей и т.д.). Это связано с тем, что в тексте законопроекта значительное внимание уделяется движению экономики США в сторону уменьшения выбросов в атмосферу.

Вывод

Таким образом, изначальный план Байдена был сильно урезан в размере. Тем не менее, утвержденный на прошлой неделе в конгрессе законопроект все еще предполагает значительные инвестиции в развитие и модернизацию транспортной и другой инфраструктуры США. Это означает, что стоит ожидать подъема в росте отдельных секторов экономики Америки, которые выиграют от дополнительных инвестиций от государства. Такими секторами станут, в частности, сталевары, строительные компании и компании-поставщики оборудования и специальных машин, а также сектор телекоммуникаций и зеленой энергетики.

Автор

Дария Малахова
Дария Малахова