Продолжается распространение короновируса, эпицентром которого стал китайский город Ухань. Уже сейчас очевидно, что это окажет негативное влияние на фондовый рынок и реальный сектор экономики. В посте разберем, как это может повлиять на бизнес ритейлеров.

Продуктовые ритейлеры отказываются от китайских поставок

В настоящий момент некоторые страны временно приостанавливают импорт продукции из Китая, в том числе и Россия. Магнит прекратил поставки фруктов и овощей из Китая из-за распространения вируса и усложнения логистики.

Менеджмент компании не ждет в связи с этим значительного изменения рентабельности, так как доля импорта из всех стран меньше 7%. В 2019 году на поставленные из Китая помидоры, перец, мандарины, виноград и помело пришлось около 0,9% оборота сети.

Доля товаров прямого импорта из Китая в магазинах X5 Retail существенно ниже 1%. Из продовольственных китайских товаров это преимущественно имбирь и чеснок, остальное — непродовольственные. Сложностей с логистикой компания в настоящий момент не испытывает, но находится в поиске возможностей для поставок аналогичной продукции из других стран.

Что касается Ленты, ритейлер совсем не собирается отказываться от поставок из Китая.

Детский мир не видит для себя рисков из-за короновируса

Доля прямого импорта Детского мира составляет не более 30%, и это не только из Китая, но и из других стран. При этом есть собственная торговая марка (по большей части одежда и обувь), товары которой также производятся в Китае.

В настоящий момент никаких рисков сама компания не видит для себя в связи с короновирусом. Дело в том, что Детский мир сотрудничает с большим количеством заводов, и, если какой-то из них остановится, в любой момент может перенаправить производство на другой.

Обувь России

Обувь России закупает обувь в Китае за год: обувь, которая продается сейчас, закупалась по курсу юаня год назад. То есть у компании есть большой сток (как и у Детского мира) в отличии от продуктовых ритейлеров, которые поставляют скоропортящиеся продукты и на которых текущие проблемы с логистикой сказываются сильнее.

Обувь России также обладает гибкостью в плане сотрудничества с китайскими заводами. Производство реализуется на тендерной основе, и если один завод остановит свою работу из-за карантина, возможно сотрудничество с другими.

Вывод

Распространение вируса в Китае могло бы сильнее повлиять на фуд- ритейл - для него важна скорость поставок, так как продукты скоропортящиеся. При этом на поставки из Китая приходится минимальная часть оборота крупнейших ритейлеров, поэтому бояться в настоящий момент нечего.

У непродовольственного ритейла большой сток (товар поставляется на полгода/год), поэтому в случае проблем с производством и логистикой в одной локации есть время и возможность перенаправить все на другую.

При этом важно понимать, что в случае распространения вируса такими же темпами, как в Китае, и объявления карантина в России, LFL трафик всех ритейлеров будет под давлением. В закрытых из-за эпидемии городах Китая рекомендовано выходить за продуктами и всем необходимым (вряд ли это будет обувь или одежда) только одному члену семьи раз в 2 дня, причем этот человек не должен меняться.

Автор

Светлана Дубровина
Светлана Дубровина