На днях Яндекс отчитался по итогам 4 кв. 2019 г. и мы увидели значительное замедление роста показателя EBITDA (7% г/г против 29% г/г в 3 кв.). В посте рассмотрим, почему так произошло, и в целом разберем, как работает бизнес Яндекса.

Основной бизнес-сегмент — Search & Portal — показал замедление

Вы наверняка видели рекламные баннеры, которые всплывают при запросах в поисковике. Вот, например, баннер с рекламой брокера Открытие. Кликнув на него, вы принесете вклад в выручку Яндекса, а именно, в бизнес-сегмент Search & Portal (приносит 70% выручки).

 

Динамика выручки сегмента зависит от количества и стоимости кликов. Начиная с 3 кв. стоимость кликов начала показывать негативную динамику. При этом продолжается положительная тенденция на рост количества кликов. Cейчас идет тренд, что клики становятся дешевле, но более массовыми.

EBITDA Search & Portal замедлилась, что негативно сказалось и на общем показателе EBITDA компании.

В 2020г. мы ожидаем умеренного темпа роста кол-ва кликов и продолжающегося снижения стоимости клика на уровне 2П 2019 года.

Яндекс.Такси вышло на положительную рентабельность

Долгое время сегмент Такси был убыточным (~22% выручки компании). Но со 2 кв. 2019 г. начал показывает положительную рентабельность.

В 2017 г.сервис Яндекс.Такси был объединен с Uber. Доля Яндекса в объединенной компании 59,3%. На 2019 г. Яндекс.Такси занимает 27% легального рынка такси.

Также в сегмент Такси входят сервис по доставке еды из ресторанов Яндекс.Еда (создана путем слияния Uber.Eats и Foodfox (сервис, приобретенный Яндексом) и доставка продуктов Яндекс.Лавка. Последняя оказывает давление на рентабельность сегмента: на конференц-звонке сказали, что маржа Яндекс.Такси выше, чем всего сегмента такси с учетом доставки еды.

Рентабельность также занижают расходы на беспилотные такси (SDC), которые не приносят выручки. Без этого эффекта рентабельность по EBITDA сегмента Такси в 4 кв. 2019 г. составила бы 6,9%.

Сегмент классифайд-сервисов пока не приносит значительных доходов

Сегмент Сlassifieds — это сервис объявлений Яндекс.Вертикали, куда входят Auto.ru, Яндекс.Недвижимость, Яндекс.Работа и Яндекс.Путешествия. Большую часть выручки в сегменте приносят автомобили (Auto.ru).

Изначально сегмент монетизировался за счет рекламы, как и основной бизнес, но постепенно стал уходить от этой модели. Сейчас большую часть выручки составляют платежи пользователей за более высокое место объявления в выдаче и платных объявлений от дилеров.

Сегмент классифайд-сервисов Яндекса в 2019 г. вышел на положительное значение EBITDA, но при этом его результаты пока не значительны для компании (<1% от EBITDA Яндекса).

Медиа сервисы и эксперименты убыточны

В сегмент медиа входят такие сервисы, как КиноПоиск, Яндекс.Телепрограмма, Яндекс.Афиша и Яндекс.Музыка. Доход формируется из продажи подписки на сервисы и рекламы, которую можно на них разместить.

В сегмент экспериментов входит каршеринг Яндекс.Драйв, , а также другие тестируемые бизнесы.

Рост убыточности сегментов связан со значительным ростом расходов на развитие Яндекс.Драйв и привлечение трафика в медиа сервисы. На графике видно, что негативный эффект на EBITDA в 2019 г. составил 10,6 млрд руб.

Каршеринг в настоящий момент убыточен, но стоит учитывать стратегию Яндекса в отношении развития услуг. Компания тратит много денег на привлечение клиентов. Люди постепенно привыкают к сервису и уже не готовы отказываться от пользования услугами, когда повышаются цены. Такой кейс можно наблюдать на примере Такси.

Что мы видим

Реклама остается основным источником прибыли компании. Это сегмент позволяет Яндексу развивать другие бизнес-направления, которые пока что не дают значительного дохода или убыточны.

Автор

Светлана Дубровина
Светлана Дубровина