Авиаотрасль сильно пострадала от пандемии коронавируса, но кризис коснулся не всех компаний. Сегодня мы посмотрим на то, как диверсификация бизнеса помогает авиакомпаниям выжить в это сложное время.

В статье мы посмотрим на:

то, что происходит с восстановлением авиаперевозок в мире

то, как ориентация на местные перевозки и оборонный комплекс помогает снизить негативный эффект пандемии

то, на какие компании стоить сделать ставку в ближайший год

Международные авиационные компании испытывают сильнейшие трудности из-за ограничений, вызванных пандемией COVID-19. Но не все компании ориентируются только на коммерческие перевозки.

Во-первых, сами коммерческие перевозки делятся на два типа: международные и местные. Международные перевозчики пострадали больше всего, а компании, ориентированные на местные перевозки, страдают меньше из-за не такой высокой просадки перевозок.

Во-вторых, многие компании из сектора занимаются производством и поставками вооружений государствам (Aerospace Defense). Оборонный комплекс активно субсидируется государством и не утратил свой рост во время пандемии.

Авиакомпании и бизнес циклы

Сектор коммерческих перевозок является циклическим - он падает, когда наблюдается рецессия или наоборот растет, когда экономика развивается. Падение экономики вызывает общее падение доходов людей, что приводит к рецессии в бизнесе. Из-за этого снижается количество грузовых и пассажирских перевозок.

Сектор воздушной обороны, наоборот, контрциклический. Создание продукта для оборонного комплекса является крайне капиталоемким производством, поэтому компании, которые осуществляют поставки для государства, в период кризисов активно поддерживаются. Такая поддержка происходит из-за того, что все государственные поставки рассчитаны наперед, и, чтобы не было сбоев в период кризисов, государство субсидирует компании для выполнения плана. Это можно наблюдать и сейчас, например, Boeing получил 17 млрд долларов государственной поддержки в период коронавируса. Выручка Boeing от оборонных заказов исторически (в хорошие времена) составляла около 30%, сейчас оборонный сектор составляет – 50% выручки компании. При этом Boeing получил большую часть всей поддержки, выделенной на 11 компаний – около 70%.

Хуже всего себя чувствуют международные перевозчики

Международная Ассоциация Воздушных Перевозок (IATA) понизила прогноз перелетов на 2020 год: за лето количество перевозок выросло незначительно, и на данный момент значение находится на 88% ниже прошлогодних.  

Международные перевозки пострадали большего всего (рис 1), так как ограничения на перемещения во многих странах ввели повторно из-за роста числа заболеваемости. Многих людей пугает перспектива карантинов и закрытие границ, поэтому граждане предпочитают оставаться в родной стране:

Рис 1. Количество перевезенных пассажиров (ICAO)

Такая тенденция продолжится и дальше.

Во-первых, в мире наблюдается рост числа заболевших коронавирусом:

Рис 2. Число новых случае коронавируса (Google) 

Во-вторых, многие страны уже ввели или начали вводить ограничения на перемещения заграницу.

Восстановление международных перевозок уже вряд ли следует ожидать в этом году. По крайней мере ограничения начнут сниматься не раньше стагнации числа новых заболеваний в мире.

Для авиакомпаний – это уже оказалось большим ударом. Международные авиаперевозки имеют устойчивую сезонность. Их пик приходится на лето - время туризма, а по данным Всемирной организации туризма (UNWTO) сейчас все страны в мире имеют ограничения для туристов. На осень и весну приходится около 50% всех перевозок, а зимой международные перевозки резко снижаются.

Компании, ориентированные на местные перевозки – пострадали меньше

Из рис. 1 видно, что местные перевозки не так сильно упали и восстанавливаются намного быстрее. Это связано с несколькими факторами. Во-первых, ограничений на перемещения внутри страны почти нет, а снижение вызвано общим страхом людей перед коронавирусом. Но мы уже живем в период пандемии полгода, и панический страх постепенно проходит.

Во-вторых, туристические ограничения снизили желание людей отдыхать заграницей, что дало толчок к развитию местного туристического рынка. Некоторые страны, например, Россия, даже поддержали местных туристов и вернули им часть средств, потраченных на отдых в российских отелях.

По количеству местных перевозок лидируют две страны – США и Китай:

Рис 3. Пассажиропоток местных перевозок (ICAO) 

В США была запущена массовая поддержка людей денежными средствами, что позволило людям путешествовать внутри страны. Также массовые митинги в поддержку Black Lives Matter снизили общую панику по отношению к коронавирусу.

Китай очень быстро оправился от последствий пандемии и единственный в мире показал рост ВВП. Более того, пассажиропоток уже восстановился до уровней 2019 года:

Рис 4. Местный пассажиропоток в Китае (ICAO) 

Компании, ориентированные на местные перевозки, пострадали намного меньше. Например, Аэрофлот - единственный авиаперевозчик в мире, который показал рост местных перевозок по данным IATA.

Оборонный сектор активно субсидируется государствами

Как мы отметили выше, оборонный сектор – контрциклический, и в период кризисов именно он подстегивает выручку компаний.

Сектор аэрокосмической обороны постоянно растет в среднем на 3% в год по данным Deloitte. Основным драйвером роста является увеличение год от года уровня международной напряженности. Китай, Индия и Россия наращивают расходы на военную модернизацию. НАТО во главе с Америкой отвечают тем же самым. Крупнейшие страны не могут себе позволить отстать в гонке вооружений, особенно, когда ускоряется появление новых технологий на рынке.

Больше всего в мире на вооружения тратит США:

Рис 5. Отношение роста трат на вооружения к доле трат от ВВП (SZ&W Group) 

Затраты в Америке на вооружения год от года растут:

Рис 6. Затраты США на оборонный комплекс (Macrotrends) 

При этом в 2020 году траты не будут зависеть от того, кто руководит страной, демократы или республиканцы. И Байден, и Трамп поддерживают программы по модернизации военного комплекса США:

Рис 7. Планы по затратам на вооружения кандидатов в президенты США (OpenSecrets) 

Какие компании выиграют от участия в оборонном комплексе?

В первую очередь, справятся с падением международных перевозок компании, у которых присутствует значительная доля государственных заказов, это:

Boeing – 50% выручки от оборонного сектора

Raytheon – 70% выручки от оборонного сектора

Lockheed Martin - 70% выручки от оборонного сектора

General Dynamics - 70% выручки от оборонного сектора

Northrop Grumman – 85% выручки от оборонного сектора

Среди всех авиакомпаний мы советуем сделать ставки именно на эти, так как их финансовые результаты пострадают намного меньше из-за компенсационного эффекта роста заказов от оборонного комплекса.

Автор

Дмитрий Новичков
Дмитрий Новичков