Думаю, все читали о портфельном инвестировании. Теории на эту тему очень много: одни пишут про преимущества “наивной” диверсификации портфеля с равными весами акций, кто-то пишет о том, что инвестирование в индексы и есть достаточно хорошим (в то же время самым простым) портфельным инвестированием.

В общем и целом составление портфеля является и сложным, и творческим процессом. Итак, одной из альтернатив является фондовый индекс BrandZ, составленный из 100 компаний с наиболее дорогим брендом. Из графика видно, что портфель повторяет динамику рынка, но все же обыгрывает его.

 

Вот пример топ-10 публичных компаний, входящих в индекс (стоимость бренда в млн. долл)

 

Экономическая логика проста: компании зарабатывают за счет бренда: он влияет на осведомленность и лояльность потребителей, поэтому компания и обыгрывает своих конкурентов.

Посмотрим, окажется ли российский “брендовый” портфель на нашем рынке выгоднее, чем рынок (то есть индекс Мосбиржи). Рейтинг самых дорогих российских брендов на 2018 год составлен компанией Brand Finance. Возьмем топ-10.

             
Rank 2018 Rank 2017 Brand name Sector Brand value (rub m) 2018 % change Brand value (rub m) 2017
1 1 Sberbank Banking 670,405 +18% 569,467
2 2 Gazprom Oil&Gaz 320,644 +5% 305,315
3 3 Lukoil Oil&Gaz 281,063 -1% 283,943
4 4 Rosneft Oil&Gaz 203,669 +13% 180,006
5 5 Russian Railways Logistics 158,975 +35% 117,371
6 6 Magnit Retail 145,182 -5% 152,976
7 7 VTB Banking 117,556 +11% 106,375
8 8 MTS Telecoms 114,532 +23% 93,110
9 9 Tatneft Oil&Gaz 97,303 +9% 89,556
10 14 Pyaterochka Retail 91,312 +27% 71,980

 

В топе присутствуют все публичные компании (за исключением РЖД — там все акции у государства). Пятерочка представляет X5 Retail Group, их акции мы и будем использовать при формировании портфеля. Веса в портфеле будут пропорциональны стоимости бренда. Несмотря на то, что текущий рейтинг для прошлых лет использовать не совсем правильно, отмечу, что лидерами рейтинга из года в год остаются практическими одними и те же. Поэтому в качестве примера оставим одинаковые весы для всего периода времени.

Кумулятивная доходность брендового портфеля и индекса Мосбиржи с начала 2009 по май 2019 представлена ниже. Брендовый портфель хоть и повторяет динамику индекса, но значительно опережает его.

 

Кроме того, мы решили составить портфель из 10 самых узнаваемых и торгуемых компаний с равными весами в портфеле. В портфель вошли все те же компании, но вместо X5 были учтены акции Аэрофлота и Яндекса. Результат очень сильно похож на предыдущий — стабильно выше рынка.

 

Видимо, действительно, бренд имеет значение, раз составленные портфели смог ли обыграть рынок.