Пролог

В начале марта 2021 года лидер от демократической партии и президент США Джо Байден подписал документ о помощи экономике США на сумму до $1,9 трлн. Сразу после начала действия стимулирующего пакета Джо Байден и демократическая партия в США начали рассматривать вопрос об объеме инфраструктурного финансирования, и уже 31 марта Джо Байден представил инфраструктурный план объемом $2,3 трлн, в рамках которого расходы были бы распределены на следующие 8 лет. Мы предполагали, что окончательный вариант инфраструктурного финансирования будет одобрен уже в мае, однако процедура согласования с партией Республиканцев затянулась и окончательного решения пока нет. Однако 25 июня стало известно, что двухпартийная группа сенаторов пришла к соглашению относительно нового инфраструктурного пакета, который уже обсудили с президентом США Джо Байденом. В связи с этим мы решили разобраться, что ожидать от нового пакета стимулов в США и на кого обратить внимание.

В статье мы рассмотрим:

  • какие были предложения;
  • на что пойдут инвестиции в рамках нового пакета;
  • какие отрасли смогут выиграть;

Трудный путь 

Изначально, в апреле 2021 года, лидер от Демократической партии в США представил инфраструктурный план объемом $2,3 трлн, в рамках которого расходы были бы распределены на горизонте следующих 8 лет на:

  • Инвестиции в ремонт крупных автомобильных магистралей и городских дорог. Предполагаемый объем финансирования мог составить около $370 млрд. Также не менее $110 млрд могло быть направлено на улучшение транспортной доступности в отдаленных населённых пунктах страны.
  • Инвестиции в программы по постройке доступного жилья для домохозяйств. В следующие 10 лет расходы на постройку нового жилья могли бы составить не менее $300 млрд. Дополнительно могло быть выделено не менее $100 млрд на модернизацию общеобразовательных учреждений. 
  • Инвестиции в создание широкополосной связи на территории США. Объем внутреннего финансирования за ближайшие 8 лет планировался около $100 млрд.
  • Инвестиции в возобновляемые источники энергии. Это, пожалуй, могло стать наиболее значительной статьей расходов предполагаемого пакета. В следующие 8 лет объем финансирования составил бы не менее $400 млрд. 

Однако Белый Дом снизил объем инфраструктурных инвестиций на $600 млрд до $1,7 трлн, чтобы заручиться абсолютным большинством в Сенате для принятия подобных мер поддержки. Предложенный план Байдена встретил волну критики со стороны партии Республиканцев, что в первую очередь связано с неопределенностью покрытия столь внушительных расходов со стороны налогоплательщиков. Уже в мае партия Республиканцев представила свой проект инвестиций в инфраструктуру объемом в $928 млрд, направленный в первую очередь на транспортную инфраструктуру, где

506 млрд инвестиций предназначены для ремонта крупных автомобильных магистралей, городских дорог и мостов.

Ключевым отличием предложенных мер является полное отсутствие плана поддержки возобновляемой энергетики и инвестиций в программу по постройке доступного жилья для домохозяйств в США. Однако ввиду некоторых идеологических противостояний партия Демократов отклонила предложенный план. Тогда Белый дом обратил свой взор на двухпартийную группу сенаторов, состоящую из 21 сенатора или «G21», которые уже работали над проектом инфраструктурного финансирования объемом до 1,2 трлн.

Стороны пришли к соглашению, но есть и минусы

В пятницу 25 июня 2021 года стало известно, что двухпартийная группа сенаторов достигла соглашения с президентом США по новому плану финансирования инфраструктуры в размере $973 млрд, который включает в себя 394 млрд ожидаемых расходов и 579 млрд новых расходов. Примерный план расходов в следующие 8 лет составит:

 

В свою очередь, предложенный план полностью исключает инвестиции в программу по постройке доступного жилья в США и инвестиции в исследования и разработки. Более того, финансирование «зеленых технологий» не превышает и $50 млрд, что практически в 8 раз меньше предложения Джо Байдена. Однако все еще впереди.

Лидер от Демократической Партии преследует стратегию дробления своего грандиозного плана по инфраструктурному финансированию, и вскоре после одобрения Сенатом текущего плана мы сможем увидеть новое предложение на не менее чем $1 трлн, включающее в себя не только расширенные инвестиции в исследования и разработки в рамках программы защиты национального производства, но и инвестиции в зеленую энергетику и программу по поддержке строительства доступного жилья.  В пользу этого свидетельствует одна из последних новостей о том, что члены администрации президента займут посты глав Fannie Mae и Freddie Mac (крупные ипотечные государственные организации в США).

Вывод

Одобрение нового инфраструктурного пакета довольно нетривиальная задача для Сената США ввиду непрерывно растущего государственного долга, который Джо Байден не стремится уменьшать. Однако мы видим, что президент США не намерен отступать от своей президентской стратегии, и в ближайшее время мы можем увидеть предложение на не менее чем $1 трлн с дополненным планом инвестиций в зеленую энергетику и в доступное жилье. Потенциальным инвесторам уже сейчас можно обратить свое внимание на компании, которые станут безусловными лидерами от будущих государственных расходов, например, сталелитейные холдинги или компании из инфраструктурной отрасли. 

Исключение зеленых технологий из текущего пакета может вызвать негатив на рынке по отношению к компаниям зеленой энергетики. Но так как с большой долей вероятности Демократическая партия не остановится и все-таки сделает в той или иной форме поддержку «зеленым компаниям», то можно рассматривать серьезную просадку в секторе как возможность для точечных покупок

В рамках нашей подписки уже доступны инвестиционные обзоры на бенефициаров нового инфраструктурного плана.

 

 

Автор

Андрей Курапов
Андрей Курапов