Металлы платиновой группы снижаются последние 4 месяца, а последний месяц особенно стремительно (Родий: -51% до 14’000 $/унц., Платина: -25% до 932 $/унц., Палладий: -34% до 1’975 $/унц. с пиков в мае). Это происходит на фоне спада производства автомобилей, так как большая часть спроса металлов платиновой группы приходится именно на автомобильную отрасль. В этом посте поговорим о палладии, а именно о: 

  • причинах снижения цен на палладий; 
  • будущих перспективах этого металла;
  • наших ожиданиях по ценам на палладий.

Палладий снижается на фоне замедления автомобильной отрасли

Существенный спрос палладия приходится на автомобильную промышленность (~83%), поэтому этот металл очень чувствителен к любым изменениям в автомобильной индустрии. Палладий используется в катализаторах для очистки от выхлопных газов.
Норникель ожидал роста производства автомобилей на 16% г/г с 75 млн до 86 млн в 2021 г. и до 92 млн в 2022 г., несмотря на нехватку чипов, и продолжения структурного дефицита палладия. Однако дефицит чипов оказался более серьезным, чем прогнозировал Норникель ранее. Он ожидал, что нехватка чипов обойдется отрасли в 2–3 млн непроизведенных автомобилей. Фактически эти цифры могут оказаться существенно выше. В августе-сентябре этого года производство автомобилей по миру начало активно сокращаться: 

  • В сентябре Toyota (8,5% от мирового производства) объявила о сокращении производства на 40% c 900 тыс. до 540 тыс. автомобилей. Компания прогнозирует, что в Северной Америке производство автомобилей упадет на 80 тыс.
  • Ford (5,1% от мирового производства) в очередной раз сокращает производство своего пикапа F-150 и других высокодоходных автомобилей из-за продолжающейся нехватки полупроводниковых чипов в мире.
  • Maruti Suzuki, крупнейший производитель автомобилей в Индии, сократит производство на 60% в сентябре из-за нехватки полупроводников. Объем производства может составить лишь 40% от нормальных уровней (~170 тыс. автомобилей).
  • Volkswagen (7,8% от мирового производства) и Honda (4,8% от мирового производства) заявили, что скорректируют свое производство автомобилей в сторону понижения.

AutoForecast Solutions повысила оценку сокращения производства автомобилей в Северной Америке (~20-25% от мирового производства) из-за нехватки чипов до более чем 2 миллионов единиц по итогам 2021 г., в то время как Норникель ожидал снижения по миру от 2 до 3 млн. 
Достаточно сложно посчитать точное количество непроизведенных автомобилей из-за дефицита чипов, но можно с уверенностью сказать, что сокращение мирового производства автомобилей окажется существенно больше, чем закладывал рынок ранее. Это, в свою очередь, давит на цены палладия, которые достигли локального минимума за последние 1,5 года (~2’000 $/унц.).

Источник: tradingeconomics

Палладий окажется под давлением на долгосрочном горизонте.

С другой стороны, на долгосрочном горизонте цены на палладий окажутся под давлением из-за сложившегося тренда на электрификацию автомобилей. По оценкам Goldman Sachs, доля проникновения электрический автомобилей в Европе к 2030 г. повысится до 70%, а в Америке до 40%. Такое увеличение доли электрокаров обусловлено регулированием выбросов углерода. 

Источник: Goldman sachs
На производство автомобиля на бензиновом или дизельном двигателе требуется от 2 до 6 грамм палладия, гибридного автомобиля — от 4 до 10 грамм палладия, а для производства электрического автомобиля палладий не требуется. Таким образом, на длинном горизонте спрос на палладий окажется под давлением ввиду увеличения доли производства электрических автомобилей. 

В краткосрочной и среднесрочной перспективе цены на палладий с большей вероятностью останутся на текущих уровнях 

На фоне краткосрочного-среднесрочного сокращения производства автомобилей из-за нехватки полупроводников и более долгосрочного тренда на увеличение доли производства электрокаров мы не ожидаем существенного роста цен на палладий. Падение производства автомобилей — это временное явление. Эта ситуация будет в будущем компенсироваться более высокими темпами производства, потому что будет большой неудовлетворенный конечный спрос. Однако, увеличенный спрос на палладий из-за более высоких темпов производства автомобилей будет компенсирован накопившимися запасами.
Ранее палладий стремительно рост на фоне структурного дефицита и низких запасов палладия. Но сейчас мы считаем, что краткосрочно рынок будет профицитным, что поможет накопить некоторые запасы палладия. В следующие года, когда автомобильная отрасль восстановится, структурный дефицит палладия будет покрываться запасами, что не даст ценам сильно расти.
Поэтому мы считаем, что в среднесрочной перспективе цены останутся вблизи текущих уровней. Недавно банк UBS понизил прогнозы по ценам на палладий до 2’000 $/унц. на конец 2021 г.

Автор

Марк Пальшин
Марк Пальшин