Выручка масложирового бизнеса в 1 кв. 2019 росла трехзначными темпами, при этом рентабельность EBITDA снизилась с 7% до 2%. Показатель EBITDA для сегмента нельзя считать репрезентативным, так как продажи отражаются в отчетности Русагро, но часть прибыли остается на балансе Солнечных продуктов, с которыми компания работает по давальческой схеме. 

Еще недавно (в 2017 г.) масложировой сегмент Русагро был убыточным, и компания думала избавляться от бизнеса, но в итоге менеджмент увидел перспективу в консолидации. В декабре 2018 г. были приобретены права требования к Группе компаний "Солнечные продукты" на сумму 34,7 млрд руб. (80% долга). В Группу входит 3 масложировых комбината, 2 маслоэкстракционных завода, 8 элеваторов и сельскохозяйственные земли. Большинство активов СолПро компания планирует выкупить до конца 2019 г. и затем консолидировать. При этом, являясь мажоритарным кредитором, Русагро может получить наибольшую часть прибыли от реализации активов СолПро.

С 2018 г. РусАгро работает с маслоэкстракционными заводами СолПро по переработке подсолнечной семечки, что в 4 кв. дало +34% к выручке сегмента. Сотрудничество по давальческой схеме происходит следующим образом: РусАгро закупает семечку (сырье в масложировом производстве) и передает на заводы СолПро, где семечка перерабатывается и производится растительное масло. Далее готовый продукт передается РусАгро для реализации. Таким образом, компания-давалец, не имея собственных производственных мощностей, получает готовый продукт. Переработчик, в свою очередь, получает прибыль от переработки сырья, поэтому часть прибыли остается на балансе СолПро (о чем мы говорили ранее), но по факту принадлежит РусАгро (т.к. она является главным кредитором и вскоре консолидирует большую часть активов).

 

В 2019 г. РусАгро планирует аналогичным образом работать и с масложировыми комбинатами СолПро и увеличить объемы бутилированного масла, маргаринов и майонезов. 

По нашим оценкам, СолПро увеличивает производство майонеза Русагро в тыс. тонн на 213%, маргпродукции – на 63%, растительного масла – на 350%, промышленных жиров на 2200%.

 

Российский рынок масла и жиров

В 2018 г. урожай масленичных культур составил 19,7 млн тонн, что на 27% выше значения прошлого года. По оценке Росстата, в сезоне 2018/2019 может быть произведено 6,8 млн тонн сырого растительного масла (+16% г/г). 

Объемы производства фасованного растительного масла в 2018 г. остались на уровне прошлого года, майонеза и соусов – увеличилось на 2% в результате роста экспортных поставок.

 

Несмотря на высокий урожай, среднегодовые цены на подсолнечную семечку выросли на 18% под влиянием роста мировых цен. В первой половине года, до начала уборки цены росли на 20%, во второй – упали. В период снижения цен маслоэкстрационные заводы закупают сырье (логика, как с сахаром). Цены на подсолнечное масло выдерживали похожую динамику. В 2019 г. ожидается, что цены на подсолнечное масло могут снизиться на несколько процентов из-за высоких переходящих запасов с прошлого года.

В общем и целом, при анализе масложирового сегмента используется такая же логика, как и при оценке остальных бизнес-сегментов. Прежде всего, важно понимать объем урожая, переходящих остатков, мировые цены и объем экспорта/импорта.

Мы показали Вам кусочек глубокого анализа компании, если Вы новичок, то у вас это впереди

Автор

Светлана Дубровина
Светлана Дубровина