Рост цен на нефть – апсайд в котировках российских нефтяников
Российские нефтяники чувствительны к ценам на нефть. Снижение добычи сланцевой нефти создаст снижение предложение. Это вызовет рост цен на углеводород.
Рост цен на нефть выше 65$ за баррель может стать триггером для переоценки нефтяных компаний в 2020 г.:
- Лукойл выше 7700 руб./акцию
- Роснефть выше 530 руб./акцию
- Газпромнефть 540 руб./акцию
Сланцевая нефть – существенная часть рынка
Действительно, американская сланцевая нефть в 2018 г. составила 6,5% мирового предложения нефти в день (в таблице US Oil Shale)
Источник: What is happening to US shale production? Goehring & Rozencwajg, Natural Resource Market Commentary
На текущий момент американские сланцевики добывают 9,1 млн барр. н.э. в сутки! (из 12,3 млн барр./сутки всей добычи в США).
Это в 1,5 раза выше, чем результаты годом ранее.
Источник: https://www.eia.gov/petroleum/drilling/#tabs-summary-2
Рост добычи (предложения) приводит к незамедлительной реакции на рынках:
- добыча растет – цена на нефть падает
- добыча падает – цена идет вверх
Добыча на сланцах может замедлиться
Все чаще и чаще выходят отчеты, говорящие о грядущем снижении добычи на месторождениях. Падение добычи происходит из-за снижения рентабельности.
Потенциальные причины:
- Снижение цен на нефть (точка безубыточности многих месторождений находится у 45-50$ за баррель)
- Рост выработки текущих месторождений и переход на добычу еще более «сложной нефти» (логичный рост капексов)
Американская компания Baker Hughes занимается бурением скважин. Ноябрьские данные 2019 г. говорят о снижении количества буровых систем на месторождениях.
Количество буровых установок компании Baker Hughes снижается регулярно.
Но дебет скважин на максимумах
Источник: https://www.eia.gov/
Как мы видим, на многих месторождениях дебет достиг своих максимальных исторических значений, а, к примеру, на Eagle Ford приближается к историческим. Это значит, что сокращение количества вышек компенсируется более высокой отдачей с оставшихся.
ExxonMobil планирует рост добычи
ExxonMobil – крупнейший мировой нефтяник и оператор-лидер в Пермском бассейне.
Компания увеличила свою добычу на Пермском бассейне в IIIQ19 относительно IIIQ18 на 123 тыс. баррели/сутки и общий уровень в бассейне около 500 тыс. барр. н.э. в сутки.
Источник: презентация ExxonMobil за 3Q19
У американского нефтяника большие амбиции, и менеджмент в силу большого давления на акции компании замотивирован придерживаться намеченных операционных целей.
Инфраструктура и технологии могут спасти сланцевиков
Основные вопросы выживания сланцевиков (помимо сделки с государством):
- Инфраструктура: чем дешевле доставлять нефть, тем больше рентабельность
- Технологии: чем дешевле добывать нефть, тем больше рентабельность.
Однако, со временем, месторождения устаревают: выходит меньше нефти из старых скважин, а новые не дают желаемой доп. добычи.
В таком случае – сланцевая нефть будет дорогой (при снижающихся ценах и вовсе невыгодной), а сокращение ее добычи неизбежным.
Справка:
Сланцевая нефть – легкая нефть, которую сложно добыть из-за низкой проходимости между пластами земли. Часто, такие пласты – песок, сланец, известняк. До 2000-х такую нефть было невыгодно добывать: не было технологий. После внедрения способов наклонного бурения и создания дополнительных трещин под землей добыча стала выгодной.
В США существует несколько нефтеносных районов. Ниже представлен график с суточной добычей нефти на каждом из районов. Самый нефтеносный – Пермский бассейн (около 4,7 млн барр. нефти в сутки).
Интересные факты:
Но планам ExxonMobil могут навредить американские политики. Они хотят добиться сокращения добычи в Пермском бассейне.
Источник: https://www.ft.com/content/56c57e68-fca1-11e9-a354-36acbbb0d9b6
Угрозы приходят, откуда не ждали…Бизнесу это не навредит, но общей добыче сланцевой нефти вполне.