Солнечная энергетика привлекает повышенное внимание со стороны инвесторов. Во-первых, это одна из самых дешевых энергий в мире после ветряной. Во-вторых, использование солнечной энергетики прямо соответствует планам Байдена и ЕС по снижению выбросов С02 до нуля к 2030 году. В-третьих, грязные компании платят за выбросы, что побуждает их рассматривать чистые источники энергии.

 

В сегодняшнем посте мы рассмотрим:

- из каких сегментов состоит рынок солнечной энергии;

- почему ставка на инверторы себя не оправдает;

- кто выиграет от бума потребления солнечной энергии.

 

Солнечная энергетика — диверсифицированный сектор

В целом, на рынке солнечной энергетики, как одном из самых перспективеных источников возобновляемой энергии, ожидается интенсивный ежегодный рост на 20% до 2030 года. Это связано с быстрым развитием технологий, позволяющих уменьшить издержки на производство элементов систем солнечных батарей, что ведет к снижению стоимости солнечной энергии для конечного потребителя.

Источник: SEIA

Однако рынок солнечной энергетики не является однородным, ведь для того, чтобы обеспечить работу системы солнечных батарей, требуются не только сами солнечные панели, но также и другие не менее важные элементы как, например, аккумуляторы, инверторы, опорные структуры и т.д. Поэтому широкий рынок солнечной энергетики можно разделить на сегменты: производство и установка панелей, производство и установка аккумуляторов, производство инверторов и другие более мелкие подсегменты. Кроме того, рынок потребителей делится на индустриальных покупателей (заводы и компании) и индивидуальных потребителей, приобретающих солнечные батареи для частного пользования. В каждом из этих сегментов есть как свои нишевые игроки, специализирующиеся только на одной части рынка, так и интегрированные компании.

Солнечные панели занимают самый большой сегмент рынка солнечной энергетики — до 70%. Эта часть рынка также растет наиболее быстрыми темпами: ежегодный рост 26% до 2026 года. Лидерами в этой области являются китайские производители Jinko Solar, JA Solar, Trina Solar, Longi, а также канадская компания Canadian Solar — вместе эти 5 компаний занимают почти 50% рынка производства солнечных панелей.

Источник: Statista

Рынок аккумуляторов для солнечных батарей менее обособленный: на нем нет чистых нишевых игроков, и компании-производители часто занимаются производством и установкой также и других элементов систем солнечных батарей. А вот рынок инверторов — это отдельный случай.

Рынок инверторов в аутсайдерах тренда

Основная функция инверторов — преобразование постоянного тока, вырабатываемого солнечными панелями, в переменный ток, который может использоваться в домах или на предприятиях.

Как и на общем рынке солнечной энергетики, на рынке инверторов происходит значительное развитие технологии: например, переход от стринговых к микроинверторам. Однако это развитие не отражается в прогнозах роста этого сегмента рынка. По различным данным, рынок инверторов будет расти от 3% до 15% в год, средняя оценка — около 8% в год, что серьезно отстает от прогнозов роста общего рынка солнечной энергетики, описанного выше.

На Санкт-Петербургской бирже есть две компании, специализирующиеся на производстве инверторов для солнечных батарей — SolarEdge (SEDG) и Enphase (ENPH). У обеих компаний производство инверторов является основным бизнесом (>80% от общей выручки), хотя они обе также занимаются производством аккумуляторов для солнечных батарей и разработкой програмного обеспечения для управления системами солнечных панелей. Однако, несмотря на то, что обе компании значительно улучшили свои финансовые результаты в последние годы, ни SolarEdge, ни Enphase не являются лидерами рынка инверторов. Исходя из выручки компаний за 2020 год, вместе они занимают не больше 25% доли рынка. А если рассматривать доли поставок инверторов, то определенными лидерами являются более вертикально интегрированные компании, такие как Sungrow Power и SMA, или концерны, как Huawei. Таким образом, на рынке производства инверторов для солнечных батарей существует серьезная конкуренция, что убивает маржинальность бизнеса.

Источник: Statista

Тем не менее, обеим компаниям — SolarEdge и Enphase — прогнозируется почти двукратный рост выручки между 2020 и 2023. Однако такой рост выручки привел бы к тому, что суммарная доля рынка двух компаний была бы более 50%, что нереалистично, учитывая имеющихся конкурентов большего размера и со значительно большими ресурсами для роста.

Источник: Marketwatch

Производители солнечных панелей — бенефициары тренда

Таким образом, Enphase и SolarEdge занимаются достаточно узкой частью крупного рынка солнечной энергетики, далекой от конечного потребителя и растущей медленнее общего рынка солнечной энергетики. При этом, сегмент рынка, сконцентрированный на производстве солнечных панелей и поставке конечного продукта потребителю, растет быстрее, а значит, компании-игроки в этой части рынка станут бенефициарами развития технологий и тренда на зеленую энергию.

Одной из таких компаний является First Solar (FSLR) — американская компания, специализирующаяся на поставке систем солнечных батарей с использованием солнечных панелей собственного производства. В настоящий момент First Solar занимает маленькую долю рынка — лишь 3%, что существенно ниже китайских конкурентов (см. график выше). Однако компания активно развивается и сейчас инвестирует в строительство завода солнечных панелей на территории США. После окончания строительства нового завода First Solar сможет удовлетворить половину американского спроса на солнечные панели, при этом не нуждаясь в поликристаллическом кремнии — сырье, которое монополизировал Китай.

Вывод

Инвестиции в солнечную энергетику — это точечные ставки. Большинство компаний сейчас дорогие по форвардным мултипликаторам.

Таким образом, лучше всего делать ставку или на компании, активные в секторе производства солнечных панелей, который растет быстрее общего рынка, или на вертикально-интегрированные компании, которые покрывают широкие сегменты рынка солнечной энергетики и смогут дать повышенную ценность конечному потребителю за счет обслуживания всех нужд клиента.

Автор

Дария Малахова
Дария Малахова