Коронавирусная пандемия изменила поведение потребителей по всему миру. В России ограничения начали вводиться в конце марта, что оказало существенное давление на продажи непродовольственного ритейла. Выручка Детского мира в апреле снизилась на 27% г/г. 

В то же время фуд-ритейл чувствовал себя намного лучше. В связи с карантином возник всплеск спроса на продукты с длительным сроком хранения, и фуд-ритейлеры показали сильные результаты по итогам 1 квартала.Тенденция покупок впрок была и в апреле (LFL продажи X5 +8,1% г/г). Но как долго это продолжится?

Из поста вы узнаете:

  • На каких товарах будут экономить потребители и каким ритейлерам придется хуже всего;
  • Как коронавирус повлиял на МТС и Ростелеком;
  • На сколько снизился оборот Яндекс.Такси.

Доходы населения упадут

BCG совместно с Romir провел исследование потребительских настроений среди 1200 респондентов в апреле:

  • 44% из опрошенных ответили, что чувствуют финансовую незащищенность, а 18% испытывают финансовые трудности.
  • Потребители всех возрастных групп планируют сократить расходы. Причем россияне сокращают свои траты в больше степени, чем жители других развивающихся стран.

Люди начнут экономить

Ожидается сокращение расходов в 90% товарных категорий. При этом потребители планируют повышать расходы на товары, связанные непосредственно с самоизоляцией (коммунальные услуги, интернет, моб. связь) и здоровьем (лекарства, свежие продукты).

В России таких категорий, где потребители планируют увеличить расходы, меньше, чем в других развивающихся странах.

В нашей стране люди готовы больше тратить на свежие продукты, при этом расходы на остальные категории продуктов планируют сократить.

Потребители планируют сократить расходы также на одежду и обувь, при этом на детскую в меньшей степени, но тем не менее это нехорошо для Детского мира.

Также потребители планируют экономить на детских игрушках.

Люди опасаются заразиться

В Китае после снятия ограничений люди опасались общественных мест и поездок на такси (писали об этом здесь). Мы полагаем, что аналогичная тенденция (возможно, в меньшей степени) будет в России. Это может давить на продажи магазинов, находящихся в больших ТЦ.

…и на бизнес Такси. В апреле оборот Яндекс.Такси снизился на 60% г/г., и мы ждем, что аналогичная динамика может продолжаться до конца квартала. При этом даже после снятия ограничений люди могут опасаться поездок в Такси. Соотвественно, давление на бизнес скорее всего продолжится до конца года.

Итак, что мы видим:

  • Non-food ритейл. Труднее всего придется непродовольственному ритейлу, так как на одежду, обувь, технику и т.д. расходы сокращают в первую очередь. Соотвественно, после снятия ограничений и возврата привычного режима работы Детский мир, Обувь России, М.Видео не сразу вернутся к докризисному уровню продаж.
  • Food-ритейл. В связи с пандемией идет тенденция заботы о здоровье — потребители планируют увеличивать расходы на свежие продукты. При этом на другие категории продуктов будут снижаться. Мы ожидаем, что по мере того, как доходы людей будут падать (в связи с увольнением или сокращением окладов), потребители будут переходить на более дешевые товары/охотиться за скидками и убирать второстепенные продукты (без которых можно обойтись) из чека.
  • Телекомы. В условиях самоизоляции услуги телекомов становятся более популярными — люди чаще разговаривают по телефону, компаниям также требуются ресурсы для поддержания работы бизнеса. В апреле 2020 года расходы на услуги телекоммуникации выросли на 14,3% г/г. После снятия ограничений люди не перестанут разговаривать по телефону и пользоваться интернетом. Соотвественно, телекомы наиболее стабильный сектор в текущих условиях: компании продолжат показывать небольшой рост и обеспечивать неплохую див доходность (МТС ~ 9%).
  • Яндекс.Такси и каршеринг. Ограничения давят на сегмент такси и каршеринг. Спрос на такси может сохраняться низким до конца года из-за опасений людей заразиться и экономии. Работа каршеринга в Москве и Санкт-Петербурге заблокирована, соотвественно, Яндекс вынужден нести расходы на лизинг при нулевой выручке. На вебинаре мы разбирали, сколько Яндекс может потерять EBITDA на снижении спроса на такси и простое каршеринга, а также от снижения рекламной выручки (ключевой сегмент компании), и как это отразится на стоимости акций. 

Автор

Светлана Дубровина
Светлана Дубровина