Tesla, пожалуй, самая обсуждаемая компания среди инвесторов на протяжении многих лет. С начала года котировки Теслы взлетели в 7.5 раз и компания обогнала по капитализации весь мировой автопром, став 6 самой дорогой компанией в мире.

В сегодняшней статье мы посмотрим на то:

- что продает Тесла помимо автомобилей

- какое у Теслы положение на рынке

- есть ли шанс у Теслы оправдать ожидания инвесторов

Tesla – самый крупный производитель электрокаров в мире. Компания занимает около четверти всего мирового рынка и значительно опережает основных конкурентов (Nissan, Volkswagen, Chevy):

Спрос на автомобили Tesla чрезвычайно большой и история показывает, что компанию на сегодняшний день ограничивает только производственная мощность:

Tesla недавно открыла завод в Китае и планирует расширяться дальше. По заявлениям менеджмента, выпуск электрокаров каждые несколько лет будет удваиваться. Сейчас строится 3 новых завода, в разработке еще 4:

Почему Tesla – самый популярный электрокар?

Tesla выпускает 4 модели электрокаров. Две модели премиального сегмента – Model S и Model X - и две модели среднеценового сегмента – Model 3 и Model Y.

Изначально Tesla фокусировалось на автомобилях премиум класс Tesla S и X, которые в среднем стояли 90 000$. В 2017 году за счет более дешевой модели - Tesla 3 (средняя цены – 50 000$), компания смогла завоевать нового клиента из среднего класса, который более чувствителен к цене автомобиля. Более того, наблюдается тенденция снижения стоимости автомобиля за счет снижения стоимости батарей:

Источник: BloombergNEF

Помимо цены, Tesla продает самые энергоэффективные модели на рынке. В среднем электрокар Tesla на 10-30% эффективнее конкурентов. Также Tesla, ежегодно увеличивает запас хода своих автомобилей (330-400 миль, в зависимости от модели), что больше, чем у конкурентов:

Не машиной едины!

Более 80% выручки Tesla генерирует именно продажа автомобилей. Остальные 20% приходятся на Энергетическое направление и Сервисное обслуживание.

Солнечная энергия

Tesla производит литий-ионные аккумуляторы со встроенным инвертором Powerwall. Продукт удовлетворяет законодательным требованиям США и предназначается для хранения энергии в жилых домах.

Powerpack и Megapack - полностью интегрированные решения для хранения энергии для коммерческих, промышленных, коммунальных предприятий. Аккумуляторы могут собираться в целые блоки для увеличения ёмкости накопления энергии.

По данным Международного энергетического агентства, спрос на солнечную энергетику вырастит в 4 раза за 10 лет:

Помимо аккумуляторов и накопителей, Tesla работает на рынке поставок электричества через свою сеть электрозаправок Supercharger. На данный момент на территории Америки находятся порядка 2 200 полноценных зарядных станций и 19 500 отдельных зарядных точек, которые работают 24/7. C увеличением числа электромобилей, зарядка на станциях перестала быть бесплатной. На данный момент стоимость зарядки примерно вдвое дешевле чем бензиновый аналог.

Tesla также уже успела построить 600 станций в Китае.

По сути, Tesla решает две проблемы:

1. Создает инфраструктуру для своих автомобилей – дает людям возможность недорого и эффективно заряжать электрокары дома.

2. Диверсифицируется в растущий сектор солнечной энергетики.

На данный момент Tesla только начинает активно развиваться на рынке зеленой энергетики и перед ней открывается большой потенциал. Илон Маск считает, что энергетический сектор за 10 лет сможет достичь по размеру автомобильный.

Автопилот – защитный барьер для Теслы в ближайшие годы

Tesla активно вкладывала средств в разработку нового автопилота для автомобилей (FSD). С помощью автопилота водителю теперь не нужно совсем касаться автомобиля – он все сделает сам, даже выедет из гаража.

Миллионы намотанных километров и сотни калибровок системы позволили автопилоту Тесла в октябре 2020 года занять второе место в списке Consumer Report, уступив Cruise от Cadillac. Однако, по версии того же агентства, автопилот Теслы самый производительный и простой в использовании.

Тесла каждый квартал публикует отчет о кол-ве аварий автопилота на Х пройденных километров. И согласно данным Tesla, автопилот попадает в аварии в два раза реже, чем обычный водитель:

Автопилот – это дополнительная опция к автомобилю Tesla. На данный момент он доступен как одноразовая покупка и стоит около 7000-10000 долларов. Это 30% стоимости автомобиля Model 3.

Автопилот – является дополнительной надстройкой к бортовому компьютеру в машину, поэтому не требует никаких специальных затрат, что дает чистую операционную маржинальность Tesla. В будущем Tesla планирует перевести автопилот на режим подписки (SaaS), что позволит ей увеличить выручку на одного клиента.

По данным менеджмента, около 25% автомобилей продаются с автопилотом. Если Tesla увеличит продажу автомобилей в 2021 году на 50% (как планирует), то выручка от автопилота составит около 2 млрд долларов. А если учесть, что автопилот – это чистый маржинальный продукт, то FSD составит ~20% операционной прибыли Tesla.

Горизонтальная интеграция ускорит развитие Tesla

В конце 2021 года Tesla планирует выпустить серию новых автомобилей:

Tesla Roadster – спортивный электрокар, который разгоняется до 100 км/ч за 1.9 секунды, а максимальная скорость - 400 км/ч. Tesla Roadster в среднем дешевле своих конкурентов в 7-8 раз и стоит порядка 250 тыс долларов.

Tesla Semi – футуристический электротрак для транспортировки грузов. Он будет оснащен автопилотом и иметь полную загрузку в 36 тонн, при этом зарядка от 0 до 100% займет не более 40 минут, запас хода = 800 км. Прогнозная цена = 200 тыс долларов.

Tesla Cybertruck – электрический пикап. Автомобиль создан как для бездорожья, так и для обычной дороги. Грузоподъёмность кибертрака = 1.6 тонн, а самая мощная версия разгоняется до сотни за 2.9 секунд. По версии Илона Маска, кибертрак на дистанции 402 метра обгоняет Porsche 911. Стоимость машины оценивается в 70 тыс долларов.

Если прогнозы Илона Маска сбудутся, то в 2022 году Tesla сможет продать:

1 150 Tesla Roadster по цене в 250 тыс долларов.

1 000 Semi Truck по цене в 200 тыс долларов.

10 000 Cybertruck по цене в 70 тыс долларов.

Новые модели способны сгенерировать в 2022 году выручку = 1.2 млрд долларов.

Пассивные деньги помогут Tesla расти дальше

Новости о вступлении Tesla в индекс значительно разогнали котировки акций – за год стоимость Теслы выросла на 725%, что сделало компанию самым дорогим автопромом в мире и 7 самой дорогой компанией в индексе.

С учетом веса Tesla, только три крупных фонда, которые копируют индекс – SPDR, BlackRock и Vanguard – будут вынуждены купить акций на 6.4 млрд долларов, что меньше среднего дневного оборота за день.

У Tesla появляются отличные возможности для привлечения денег в компанию. 6.4 млрд долларов при текущих котировках составляют менее 1% акций компании. Таким образом, компания сможет эффективно профинансировать обещанное увеличение производственных мощностей на 50% ежегодно.

Tesla – не простой автопром 

На данный момент основной сегмент выручки Tesla – электрокары. В области машиностроения Tesla активно наращивает производственные мощности и собирается выпустить новые линейки автомобилей (спорткары, пикапы, грузовики).

Помимо автомобилей, Tesla активно развивает автопилот и решения в области электроэнергетики. Автопилот – дополнительный драйвер и причина покупки Тесла, он обеспечивает безопасное вождение на дорогах и, скорее всего, заменит людей в такси. Электроэнергетика позволяет компании диверсифицировать выручку по разным направлениям и создать поддержку циклическому сегменту электромобилей. Более того, создание собственных электрозаправок и накопителей энергии позволяет Tesla создавать инфраструктуру для развития основного бизнеса.

Все эти шаги ведут Теслу к монопольному положению на рынке электрокаров. При этом, на данный момент, рынок электромобилей достаточно маленький относительно рынка бензиновых машин. Например, в 2019 году было произведено 92 млн автомобилей, Tesla произвела 367 тысяч, то есть её доля ~0.4%.

Илон Маск планирует увеличивать мощность производства на 50% ежегодно. Если план Маска сбудется, то ему удастся достигнуть 10% доли рынка к 2028 году:

Тесла сейчас – ставка на венчурную историю, которая может как превратиться в тыкву, так и вырасти в несколько раз.

Автор

Дмитрий Новичков
Дмитрий Новичков