Пролог

За последние 20 лет вместе со скачком технологического прогресса уровень вовлеченности в диджитал среду, например, только в США вырос с 50% до 93% взрослого населения. Рост только усилился на фоне введения карантинных ограничений. Это позволило крупным технологическим компания, таким как Amazon, Facebook, Apple и Google, усилить присутствие в своей нише. Используемые приложения или продукты компаний настолько стали естественной частью в жизни каждого из домохозяйств, что заставило забеспокоиться правительства развитых экономик. Ведь подобные многонациональные холдинги просто сводят на нет всю конкурентную среду. В связи с этим мы решили разобраться, насколько будут опасны регуляторные ограничения для крупных технологических компаний и что ожидать.

В статье мы рассмотрим:

  • какие компании могут оказаться под угрозой;
  • кто и почему давят на тех. гигантов;
  • какие последствия могут быть.

Короли диджитал среды

Размышляя о «королях» диджитал среды, вспоминаешь акроним FAANG, производный от пяти крупных технологических компаний в США: Facebook (FB), Amazon (AMZN), Apple (AAPL), Netflix(NFLX) и Alphabet, он же Google (GOOG). Компании не только являются самыми крупными по капитализации техами, но и занимают значительную долю своих рынков (более 40%, исключение Netflix).

Но как такое возможно, чтобы компании имели практически абсолютную власть на рынке? Все просто. Холдинги смогли решить перечень важных микронеудобств для пользователя раньше своих конкурентов (например, Amazon сделал доставку день-в-день или Apple — беспроводные наушники) или предложить продукт, не имевший аналогов. Сервисы стали неотъемлемой частью жизни домохозяйств в США, даже существуют термины «to google» или «to netflix», означающие найти нужную информацию в поисковике и расслабиться за просмотром фильма соответственно. Согласно последнему исследованию Escalent, около 70% опрошенных домохозяйств в значительной степени обеспокоены наросшей властью компаний и считают, что этот процесс необходимо остановить. Так думает и Правительство США, и заморские коллеги по цеху в лице правительств Франции, Германии. Это связано с тем, что «короли» технологического мира продолжают крупную экспансию на зарубежные рынки.

Регуляторное давление

Основной причиной пристального взора со стороны правительств остается практически монопольная власть компаний, которые по сути являются государством в государстве. Новым игрокам не просто трудно, а практически невозможно конкурировать с крупными холдингами. 

В июне стало известно, что президент США Джо Байден подписал указ об уменьшении влияния Биг Техов в США. Указ насчитывает 72 поправки, включающие:

  • Разработку правил по более тщательному надзору за М&A активностью; предполагается, что будут запрещены сделки по слиянию бизнесов, дающих значимое конкурентное преимущество.
  • Повышенный надзор за персональными данными пользователей; ожидаются высокие траты на кибербезопасность со стороны корпоратов. Один только Microsoft Inc. пообещал направить до $20 млрд (10% годовой выручки) в следующие 5 лет.
  • Разработку правил, запрещающих недобросовестные методы конкуренции на интернет-рынках. Предполагается, что тех. гигантам запретят создавать неконкурентную среду для продавцов на своих платформах в пользу собственных товаров.
  • Разработку правил, позволяющих потребителям пользоваться услугами сторонних сервисных компаний по починке техники. В основном это будет касаться Apple, так как ремонт техники в несертифицированном сервисном центре ведет к потере гарантии производителей. 

В свою очередь, важным этапом в регулировании биг техов на территории страны для Конгресса США станет разделение бизнеса на составляющие. Зачастую доминирующая платформа (это может быть маркетплейс или интеренет-магазин) отдает предпочтение в оказании сервисных составляющих собственным крупным подразделениям бизнеса, например, мощности по обработке данных от Amazon AWS используются самим Amazon. Это позволит маленьким компаниям и даже стартапам выйти на рынок. 

Остальной мир также ограничивает деятельность крупной четверки. Европейский союз пока поддерживает статус «санитара персональных данных» и регулярно штрафует Amazon, Facebook и Google за нарушение хранения и использования личных данных пользователей. Также в ЕС сейчас разрабатывается «Закон о цифровых рынках». Свод законов, регулирующих деятельность сайтов, платформ и маркетплейсов на территории ЕС. Аналог указа Байдена.

 

Таблица 1: недавние штрафы 

Компания

Объем штрафа

% от годовой выручки

Facebook

$270 млн

0.3%

Google

$5 млрд

2.7%

Amazon

$887 млн

0.2%

 

Также значимым шагом станет введение мировой ставки на прибыль. В апреле текущего года глава американского Министерства финансов Джанет Йелен призвала страны G20 к введению минимального уровня налога на уровне 15%. И уже 1 июля 2021 года стало известно, что Джанет Йелен поддержало 130 стран (90% мирового ВВП). Это станет поистине самым радикальным изменением в мировом налогообложении за последние 100 лет. После введения налога государства также останутся вправе гибко менять свою фискальную политику в рамках экономического развития. Однако если компания, оперирующая на других рынках, платит там налоги по заниженной ставке, то в своей родной стране такие холдинги будут вынуждены доплатить налоговые обязательства до минимального уровня. Планируется, что регуляторные моменты будут решены к концу 2022 года, и уже в 2023 году новая система вступит в силу.

Вывод

Наиболее негативным исходом для техов может стать реализация стратегии по разделению бизнеса. С одной стороны, это может создать конкурентную борьбу на рынках, но и, с другой стороны, привести к значительному замедлению роста основного бизнеса. Мы считаем, что остальные ограничительные меры в лице требований по повышенной информационной безопасности, регуляторных исков, запретов на M&A активность и введение мировой ставки на прибыль (снизит справедливую стоимость акций в среднем на 4%) не окажут существенного давления на бизнес корпораций. 

 

Автор

Андрей Курапов
Андрей Курапов