28 000 чел. читают сообщества Invest Heroes Community
30.10.2019
1022

ТРАНСПОРТИРОВКА: САМО НИЧЕГО НЕ ПРИЕДЕТ

Итак, мы менеджеры крупной газовой компании. Усилиями наших сотрудников были добыты десятки тысяч кубометров природного газа и тысячи тонн газового конденсата – ГК - (вместе с другими углеводородами). Но сам природный газ и ГК не появятся у потребителя. Как их можно доставить?

  1. Газ трубопроводом. Самое простое – закачать газ под давлением в трубопровод и отправить потребителям в близлежащие страны. Отличный способ: с инфраструктурой, сопряженной с системой «единого газового снабжения» и монопольным трубопроводам, ПАО «Газпром» газ будет доставлен прямиком куда нужно. Тарифы редко индексируются (с этим спорят монополисты), поэтому, нам, как газодобывающей компании, выгодно использовать трубопровод как удобный и дешевый способ доставки «голубого топлива» к потребителю. На сегодняшний момент цены не индексировались с 2018 года.

Относительно стоимости 1 тыс. м³ газа, доставка «голубого топлива» на 1000 км составляет всего 3,3% от его стоимости.

 

  1. Газовый конденсат по железным дорогам. С поставками газового конденсата (жидкость, полученная после переработки «жирного газа» - смеси конденсата и природного газа) на внутренний рынок и ближнее зарубежье нам поможет железнодорожный транспорт. После переработки конденсат грузится в цистерны и развозится по потребителям.

РЖД является национальным монополистом в вопросах железнодорожных перевозок. Соответственно, тарифы на перевозку устанавливаются регулятором: для каждого вида перевозимого товара – свой тариф.

В январе 2019 года тарифы были проиндексированы на 3,6% относительно 2018 г. 

Для стратегических партнеров могут устанавливаться понижающие коэффициенты. Для Новатэка этот коэффициент равняется 0,94.

Кстати, в ж/д транспорте также есть практика покупки (в лизинг) вагонов для транспортировки грузов – для них действуют другие ж/д. тарифы.

 

 

  1. СПГ танкерами. Если потребитель находится далеко, и нас с потребителем разделяют моря и океаны – СПГ в танкерах - лучший вариант доставки. Для подобного способа нужно предварительно превратить газ из газообразного состояния в жидкое (посредством охлаждения и сжатия), поместить в танкеры и доставить до пункта перевалки. Далее, местные транспортные компании доставят газ до места назначения.

На момент бурного роста СПГ-проектов, каждая компания старается увеличивать свой флот танкеров. Так, Новатэк увеличил их количество до 15 судов.  ПАО Газпром также использует доставку посредством танкеров и стремится увеличивать ее объем в качестве стратегического приоритета развития.

 

На себестоимость этого доставки танкерами влияют много переменных:

  • расходы на перевалку (перемещение груза из одного агрегата в другой – загрузка, разгрузка)
  • расходы на бункеровку (дозаправка судна)
  • портовые сборы
  • фрахтование (аренда морского судна)
  • если транспорт свой – топливо, зарплаты, тех. Обслуживание

С основными способами разобрались, теперь посмотрим как это выглядит в МСФО: заглянем в структуру расходов ПАО «НОВАТЭК» на транспорт:

 

Как видим, компания больше всего средств тратит на транспортировку по трубопроводам: это происходит из-за подавляющего объема продаж природного газа внутри России в структуре выручки компании. Можем предположить, что из-за увеличения доли СПГ-поставок, будут расти расходы на транспортировку танкерами.

 

Итак, сегодня мы разобрали основные способы доставки для газовой компании, а также, посмотрели на транспортные тарифы.

Станьте участником нашей аналитической подписки и узнайте – кого лучше сейчас лонговать и шортить из компаний нефтегазового сектора!

Отказ от ответственности
автор
Junior analyst
Никита Куйдо
Контакты

Оформи подписку

на нашу аналитику, чтобы узнавать всё о рынке акций!
Оформить

Комментарии

  1. Василий Галкин 01 ноября 2019, 19:56 # +1
    «На момент бурного роста СПГ-проектов, каждая компания старается увеличивать свой флот танкеров» — тут сразу вспоминается фраза о том, что во время золотой лихорадки больше всех зарабатывают продавцы лопат. И возникает очевидный вопрос, а что сейчас происходит с производителями этих танкеров? Есть ли среди них публичные компании, достаточно прозрачные и с ликвидными бумагами?
    Аналогичный вопрос — по поводу портов, где происходит погрузка-разгрузка больших объёмов СПГ.
    1. Никита Куйдо 14 ноября 2019, 11:59 # 0
      Василий, добрый день. Спасибо большое за Ваш вопрос!
      Среди российских производителей танкеров публичных компаний нет.
      Зарубежных мы пока не покрываем

      Вы должны авторизоваться, чтобы оставлять комментарии.

      Аналитический портал