Министерство финансов РФ предложило проект по ужесточению механизма налогообложения по НДД. Регулятор видит в льготировании ряда месторождений необоснованное выбытие доходов бюджета. Мин Фин планирует выиграть от этого проекта утраченные в 2019 г. 200 млрд руб. на протяжении будущих 3 лет.

Российские нефтяные компании не согласны с такой инициативой. В этом посте разбираемся с сущностью, размерами и эффектами от этого проекта.

Сущность механизма НДД

НДД – налог на дополнительный доход или механизм, по которому с определенных типов месторождений брался налог условно «с операционной прибыли добываемой нефти». Он рассчитывался как разница между скорректированной на прошлые убытки выручкой с добытой нефти за вычетом операционных и транспортных расходов, умноженная на ставку 50%.

Основная суть налога – создать инвестиционные возможности на зрелых и новых месторождениях в регионах Западной и Восточной Сибири, на Каспии и др., а также стимулировать их более активную разработку.

4 типа месторождений, которые попадали под налогообложение по НДД:

  1. Новые месторождения в Восточной Сибири с долей выработанности менее 5%;
  2. Месторождения с льготными условиями по экспортной пошлине;
  3. Группа месторождений в Западной Сибири с долей выработки 10-80%
  4. Молодые месторождения в Западной Сибири с выработкой менее 5% и с совокупными запасами не более 50 млн т. в год. 

Источник: Роснефть, годовой отчет за 2019 г.

Что предлагает Мин фин

Министерство предлагает проработать вопрос с механизмом НДД в нескольких направлениях.

  1. ввести повышательный коэффициент в формуле НДПИ (в особенности для 2 группы месторождений).
  2. ограничить механизм занижения прибылей за счет прошлых убытков с помощью ограничения общего объема зачета прошлых убытков.

Нефтяные компании могли переносить свои прошлые убытки с повышательным коэффициентом (его тоже планируется снизить) на текущие прибыли, тем самым занижая налоговую базу. По новым правилам эта возможность будет существенно ограничена. 

  1. пересмотреть точку по выработанности месторождений (с 2006 г. – фактического момента последнего пересмотра на 2019 г.)

В совокупности предлагается восполнить выбытие бюджета в 200 млрд руб. в 2019 г. от проекта НДД за счет этой инициативы до 2023 г.

Реализация инициативы отразится на рентабельности месторождений

Свежая инициатива Мин фина негативно отразится на рентабельности нефтедобытчиков. Среди бенефициаров НДД-режима:

  • Роснефть;
  • Газпромнефть;
  • Сургутнефтегаз;
  • Лукойл.

Однако, под проект попадают часть I и II группы месторождений, которые в больше степени сосредоточены в Роснефти.

Компания заплатила НДД в размере 96 млрд руб. за 2019 г. или ~9,6% от доналоговой прибыли).

Для сравнения Газпромнефть заплатила ~14 млрд руб., Лукойл ~16 млрд руб. с других групп месторождений. Поэтому, справедливо полагать, что 213 млрд от первичной инициативы Минфина хотят возмещения (~190-200 млрд руб.) за 3 года именно от Роснефти (65 млрд руб. в год или 1,7% от капитализации).

Цифры не выглядят катастрофичными, но для Роснефти, которая показывает себя как бизнес с прозрачной отчетностью и отсутствием неоправданных списаний, это будет умеренным негативом.

Роснефть наверняка будет лоббировать пересмотр первичного предложения Мин фина для защиты своих интересов. Предложения министерства выглядят странными. Давление на и без того ослабленную российскую нефтянку кажется неоправданным.

К тому же, фискальная нагрузка на нефтяные компании России и так является самой высокой в мире

Это отражается в общем налоговой ставке на прибыль, а также, в налоговом урегулировании добычи полезных ископаемых, во взимании акцизов на нефтепродукты и в механизме экспортной пошлины на нефть и нефтепродукты.

Источник: vygon.consulting

Выводы:

  • Новая инициатива Мин фина направлена на пополнение бюджета;
  • Она выглядит странной по отношению к ослабленной российской нефтянке;
  • Проект может негативно отразиться на капитализации Роснефти, но сейчас известен только первый вариант инициативы, первичная оценка приблизительна.
  • Рассмотрение этого проекта задает среднесрочно негативный фон для Роснефти по отношению к другим нефтяникам. Мы считаем, что из сектора это одна из самых переоцененных компаний.