Турецкий поток – большой трубопровод Газпрома по Черному морю на северо-запад Турции. Он призван диверсифицировать поставки газа в Юго-Восточную Европу и сэкономить на транзите через Украину.

Газпром в 8 января 2020 г. запустил Турецкий поток. Но проект признается пока убыточным и уже несколько раз останавливался на ремонт.

Об экономической сути проекта, о его сложностях и вероятном будущем читайте в этом посте.

Турецкий поток меньше, чем строящийся Северный поток-2

Мощность двух ниток Турецкого потока составляет ~31,5 млрд куб. м. в год. Это практически в 2 раза больше, чем Голубой поток (~16 млрд куб. м. в год) – еще один газопровод в турецком направлении.

Одна из ниток Турецкого потока направлена на поставки в Турцию, а вторая в страны Южной и Юго-Восточной Европы. Так, по дну Черного моря можно доставлять газ в Болгарию, Румынию, Республику Молдова в обход Украины.

Задумка хорошая. Но реальность оказалась иной.

https://neftegaz.ru/upload/iblock/ed7/ed734663d5b5a2bda28d7d49eae56494.jpg

Источник: neftegaz.ru

Турция сокращает покупку газа у Газпрома

Турецкий поток должен был стать частью инфраструктуры для удовлетворения растущего турецкого спроса на газ. В пиковом 2017 г. поставки Газпрома в страну составляли ~29 млрд куб. м.!!! Огромные объемы обещались стать еще больше.

Однако, с 2017 года Турецкая Республика стала все меньше и меньше закупать «голубое топливо» у России. На текущий момент газ в Турцию приходит в виде СПГ-поставок, а также трубопроводных поставок из Азербайджана и Ирана.

 

Источник: данные компании

Во 2 квартале 2020 продажи газа упали ниже 1 млрд куб. м. – исторический минимум. Вероятно, поэтому в июне и в июле были сообщения о практически недельных простоях Турецкого потока.

Экономика Турецкого потока при прежних прогнозах неплохая

Посчитаем, сколько же должен был экономить Газпром на поставках Газа через новый газопровод по дну Черного моря. Рассчитаем совокупный расход на поставки газа в Южную Европу с усредненным расстоянием до потребителя.

Совокупный объем поставок в Южную и Юго-Восточную Европу: 15 млрд куб. м./год – общее для обоих кейсов;

Длина через Турецкий поток ~1000 км;

Длина трубопровода: ~1200 км;

Тариф на прокачку для Турецкого Потока: 2,21 $/тыс. куб. м.;

Тариф на транзит через Украину: 2,66 $/тыс. куб. м.;

Итого, стоимость прокачки по ТП: 332$ млн;

Итого, стоимость транзита через Украину: 480$ млн;

Курс доллара: 70 руб.

В совокупности получается, что экономия Газпрома составляет ~150 млн$ или ~10 млрд руб. в год + дивиденды с прокачки со своего же газопровода. Но это все должно было быть при стабильных объемах.

Если объемы падают, Газпром только амортизирует трубы и ремонтирует станции, то есть проект не зарабатывает. И это происходит уже при текущем снижении. А будущее, вероятно, будет еще более безрадостным.

В ближайшие годы можно ожидать снижение закупок газа из-за поставок Азербайджана и Ирана

Совместное предприятие BP, Socar и других инвесторов находится на завершающей стадии строительства. «Южный газовый коридор» - это самое СП – состоит из двух частей (труб). Одна идет в Турцию, вторая соединяет первую с Италией.

На текущий момент завершено более 97% «Южного газового коридора», который должен связать азербайджанское месторождение Шах-Дениз с Европой.

Источник: vedomosti.ru

Совокупная мощность трубопровода на первом этапе запуска составляет ~10 млрд куб. м. с возможностью его последующего удвоения.

Новый газопровод должен связать Турцию и Италию – одного из главных потребителей Газпрома в дальнем зарубежье.

Поэтому помимо снижения турецких поставок справедливо ожидать падение экспорта в Италию.

Резюме

Турецкий поток прогнозировался как точка роста при мощном росте потребления газа Турецкой Республикой. Однако сейчас Турецкое направление страдает от:

  • снижения экономической активности региона;
  • большого количества предложения со стороны Азербайджана, Ирана и др.

Поэтому вторая турецкая газопроводная линия становится слабостью в компании. Деньги «зарыты в землю».  Более того, на завершающей стадии находятся проекты, которые могут еще больше потеснить Газпром. Поэтому вся надежда на Китай и Европу.

Автор

Никита Куйдо
Никита Куйдо